Конные скачки и битва батыров: петровские татары готовятся к «Сабантую»

На всероссийском «Сабантуе» в поселке Усть-Курдюм в этом году была выставлена палатка от общины Татарской Пакаевки Петровского района. «На огонек» к петровчанам заглянул даже губернатор Валерий Радаев, который был приглашен посетить татарский праздник 9 июля у пакаевцев в селе. Чтобы узнать, чем готовы удивить жители на своем традиционном празднике, журналисты портала petrowsk164.ru отправились к ним в гости.

Всю дорогу от Петровска до села Татарская Пакаевка машину, в которой ехала группа корреспондентов сопровождал дождь. Несмотря на непогоду встречать гостей в небольшой дом культуры пришел весь общественный актив: старейшины, участники фольклорного коллектива, представители администрации. Женщины — в народных костюмах, мужчины — в тюбетейках.
Первым местом, которое решили нам показать, стал самодельный музей, созданный сельчанами в одной из комнат Дома культуры.

Экскурсию провела руководитель ДК Альфия Акчурина, подробно рассказавшая о каждом предмете музея. По ее словам, все вещи из коллекции принесены жителями Татарской Пакаевки: от старых национальных платьев до современных стиральных машин. Есть в музее и уникальные предметы, например, старинный камень-жернов, который применялся на мельнице, или пробитая пулей советская каска времен Великой Отечественной войны. Все это — результат традиционно бережного отношения жителей села к своей истории и культуре.
«Мы должны сохранить, мы должны помнить, мы должны знать, как это было, что бы не забывали свою религию, как жили наши предки, наши обычаи, нашу обыденность» — подвела итог экскурсии Альфия Акучурина.

Позднее, общаясь с жителями Татарской Пакаевки нам стало ясно, что это не просто пафосные слова обращенные к случайным гостям. Здесь помнят почти все триста лет существования поселения, от момента основания по указу Петра 1 в 1721 году — до нынешних дней.
Название села — Пакаевка образовалась от созвучия с именем одного из первых поселенцев — деда Пакая. Местный житель Газино Рахмалькулов рассказал о том, что когда-то один из помещиков пытался подчинить вольный татарский народ, но потерпел неудачу и вынужден был завозить крепостных из центральной России. Так, за рекой появилось другое село — Русская Пакаевка, а старое с тех пор стало носить название Татарская.

Из дома культуры, вслед за муллой Вильданом Шабаевым мы направились в мечеть, где продолжили говорить о традициях села, теперь уже о религиозных. Молитвенный дом, по словам муллы, жители строили сами на протяжении семи лет. В здании мечети в советские времена была столовая, потом школа. После развала СССР постройку попытались продать, однако на защиту сооружения встала вся татарская община. Теперь — это духовный центр села, в котором учат любви к Богу и традиционным ценностям татарского народа. По словам муллы, свободное время молодежь села проводит теперь здесь.

После мечети нас повели в гости в один из небольших деревянных домиков, где пригласили за стол с чаем, пирогами и местным медом. Здесь наконец рассказали, что такое местный «Сабантуй», и почему он масштабнее и красочнее, чем саратовский.
«Это и национальная борьба кураш, и скачки, и подарки. В качестве главного приза у нас всегда баран, большой баран, украшенный бантиками. Он всегда уходит местному батыру, мы его не выдаем» — эмоционально рассказала одна из местных жительниц. Газино Рахмалькулов добавил, что в скачках в этом году примут участие вороные жеребцы.

На праздник, по его словам съезжаются жители всех окрестных деревень, среди которых есть и башкиры, и мордва и представители многих других национальностей. Местный «Сабантуй» уже более трехсот лет служит делу укрепления дружбы между народами.

На прощание жительницы села, собравшись в просторном зале деревенского дома, украшенного цветами, исполнили одну из песен на татарском языке и пожелали нам обязательно вернуться в Татарскую Пакаевку на «Сабантуй» 9 июля.